Как показывает история, термины -часы- и -война- связаны между собой неразрывно. Если бы человечество не проводило столько времени в военных столкновениях и не тратило бы такое огромное количество имеющихся ресурсов на разработку новых видов оружия, то, вероятно, наручные часы так бы и не были изобретены.
Дед и внук
С полной уверенностью можно сказать, что наиболее известной «боевой» маркой в истории часового дела является Breguet. Разумеется, нужно иметь очень хорошее воображение, чтобы представить одну из современных моделей Breguet на руке солдата или офицера в реальных боевых условиях, тем не менее как раз родоначальник этой марки Авраам-Луи Бреге впервые изготовил часы, которые стали верным боевым спутником офицеров армии Бонапарта в военных походах и повседневной службе.
Те, самые первые «военные» часы назывались каретными, они сравнительно компактно складывались на время переездов и затем легко раскладывались и устанавливались на разных поверхностях благодаря специальным раздвижным створкам. Такой мобильный хронометр был гораздо надежнее обычных карманных часов и пользовался большой популярностью у офицеров, которые по долгу службы часто путешествовали и много времени проводили в каретах.
Более того, благодаря своей надежности и небольшим размерам эти часы со временем стали стандартным аксессуаром в багаже каждого путешественника. Сегодня аукционная стоимость серебрянных «Au Prince Serge Galitzine», одной из сохранившейся модели каретных часов Breguet, составляет порядка 1.4 млн. швейцарских франков. В марте далекого 1826 года эти часы были проданы князю Сергею Голицину по цене 3600 тогдашних франков.
В 1810 году, во время правления короля Людовика XV, Бреге, который к тому моменту создал в Швейцарии свое часовое производство, стал официальным поставщиком королевского флота Франции, для которого была изготовлена знаменитая модель Marine — исключительно точный морской хронометр. И даже сегодня коллекция часов Marine является одной из самых именитых в мире.
Еще через сотню лет, когда в Европе уже громыхала первая мировая война, Breguet снова подарили миру новую легенду. И в этот раз уже благодаря Луи-Шарлю Бреге — праправнуку мастера и одному из пионеров авиации. В начале ХХ века он конструировал самолеты, которые тоже выпускала компания Breguet.
В частности, отдельная страницу в историю мировой авиации вписал знаменитый Breguet XIV, который в свое время был едва ли не самым известным французским военным двухместным самолетом. Кстати, как раз на таком аппарате летал и Антуан де Сент-Экзюпери. А с 1922 и до 70-х годов ХХ века в кабине всех самолетов Breguet устанавливались специальные авиахронометры, разумеется тоже Breguet.
Именно благодаря этому в 1950 году компания Breguet, которая вплоть до средины 70-х считалась сугубо французской, была избрана военным министерством Франции как подрядчик для серийного выпуска военных наручных хронографов с часовым механизмом Type 20, который был разработан на небольшом часовом заводе Dodaine в городе Безансон.
Dodaine же купила лицензию на новый по тем временам 3-кнопочный механизм хронографа у компании Longines-Francillon, которая выпустила такие часы в 1936 году. Таким образом, наручный хронограф, который получил название Breguet Type 20, стал официально утвержденными часами французских военных — от служащих ВВС и ВМФ и до курсантов CEV (Centre D’Essai en vol, Летный тренировочный центр).
Через четыре года, в 1954-м, право на выпуск военных часов с механизмами Type 20 приобрели еще две компании — Boullier и Auricoste, а в 1960-м — Dodaine и Airain. Все эти компании продолжали выпускать военные часы до середины 70-годов, когда на рынок вышли серийные модели с кварцевыми механизмами. Однако сегодня именно хронометры Breguet Type 20 по праву считаются наиболее значимыми и престижными для настоящих коллекционеров.
Итак, у французских офицеров уже в 50-х годах были свои специальные часы установленного государством образца. При этом летчики и моряки носили в основном Breguet, а морские спецназовцы пользовались особенной модификацией Fifty Fathoms (название часы получила от термина «50 морских саженей», или 92 метра, до которых корпус модели сохранял водонепроницаемость), которые в 1953 году были разработаны компаниями Lip и Blancpain.
Примечательно, что до сих пор не существет официальных часов знаменитого Legion Etranger (Иностранного легиона). Под этим именем производятся исключительно коммерческие модели, которые прежде всего предназначены для любителей стиля military.