Старинные напольные часы, не смотря на всю свою внешнюю монументальность, на самом деле являются вещью чрезвычайно уязвимой, если не сказать хрупкой. Потому их транспортировку, в особенности на большие расстояния, всегда стоит рассматривать, как мероприятие повышенной сложности, залогом успешной реализации которого становится грамотная предварительная подготовка.
Потому если вы все же решили перевезти старинные напольные часы из пункта А в пункт Б, скажем так, без привлечения сторонних специалистов, то в таком случае вам следует уделить особое внимание подготовительному этапу.
Проще говоря, правильно приготовить старинные напольные часы к транспортировке, так чтобы переезд гарантированно не нанес ущерба ни их корпусу, ни часовому механизму.
Итак, как подготовить к перевозке старинные напольные часы
Для начала следует приготовить:
- перчатки или кусок чистой мягкой ткани;
- ножницы;
- газетную бумагу или упаковочный полиэтилен;
- несколько кубиков пенопласта (о размерах см. ниже);
- малярную ленту;
- несколько кусочков мягкого провода в пластиковой изоляции;
- скотч;
- большое одеяло*.
* пара слов о качестве одеял: сегодня все большей популярностью пользуются изделия из весьма необычного в наших краях материала — бамбукового волокна; подробнее о таких одеялах узнать можно на сайте Техномаркета — http://texmarket.com.ua/shop/odeyala/odeyala-bambuk/; такие одеяла отличаются, во-первых, износостойкостью, во-вторых, хорошо впитывают избыточную влагу, в-третьих, не накапливают статическое электричество, а в-четвертых, технология их производства НЕ предусматривает использование химических красителей, потому такие изделия относят к категории экологичных.
Далее по порядку:
1. Остановите маятник.
2. Снимите любые стеклянные и/или деревянные съемные панели (боковые, задние, передние), которые не закреплены на шарнирах, петлях, в пазах и не имеют отдельных устройств фиксации. Такие элементы конструкции упаковываются и перевозятся отдельно.
3. Если гири часов крепятся на тросах и блоках, то, прежде чем снимать сами гири, в обязательном порядке необходимо исключить возможность смещения и спутывания этих деталей в процессе перевозки. Для этого между двумя тросами из каждой пары над колесиком блока необходимо вставить соответствующего размера прямоугольный кусок пенопласта или свернутую трубкой газету (см. фото) и затем ключом подтянуть каждый подвес с гирей вверх до упора пенопласта/газеты в несущий корпус механизма, обеспечив натяжение в подвесах и одновременно надежно зафиксировав таким образом каждый из этих элементов.
Для напольных часов, в которых гири удерживаются на цепях, процедура фиксации следующая: сначала каждую гирю нужно подтянуть примерно до половины завода, потом с помощью кусочка провода, продетого в звенья каждой цепи, смотать их непосредственно под соответствующим колесом так, чтобы цепь была плотно закреплена на зубьях и не спадала даже если угол наклона корпуса часов будет меняться.
4. После фиксации подвесов можно снимать гири (лучше в перчатках). Сняв каждую гирю, внимательно осмотрите ее донышко на предмет наличия маркировки «левая» (Left), «центральная» (center) и «правая» (right). Если таких или похожих обозначений обнаружить не удалось, каждую гирю следует пометить так, чтобы потом при установке вы не их не перепутали, а также подвесили каждую правильной стороной. Гири тоже перевозятся отдельно в надежной упаковке. Медные гири упаковывать следует особо тщательно и бережно, чтобы не смять медные оболочки.
В часах с цепями следует также закрепить все цепи: сначала каждую надо аккуратно смотать снизу вверх, обмотать газетной бумагой (или упаковочным полиэтиленом) и зафиксировать получившиеся пакеты скотчем так, чтобы при перевозке они не двигались и не повредили внутреннюю отделку корпуса или механизмы.
5. Предварительно осмотрев место крепления, снимите маятник часов. Как правило, рычаг маятника крепится на простом крючке, потому снимается достаточно легко. Однако если с первого раза маятник снять не получается, ни в коем случае не пытайтесь прикладывать усилия. Вместо этого внимательнее осмотрите место крепления маятника к приводу.
После того, как маятник вы снимете, надо качественно зафиксировать рычаг привода, чтобы при перевозке он не отклонялся от своего рабочего положения и не пребывал под натяжением. Обмотайте привод несколькими свернутыми листами бумаги, но не очень плотно, а так, чтобы деталь не была зажатой, но в то же время не могла отклоняться в стороны больше чем на несколько миллиметров.
6. Тонкие подвесные элементы механизма боя (часто несъемные) зафиксировать можно с помощью небольших кусочков гофрокартона с маленькими отверстиями, в которые следует продеть стержни боя.
7. Заклейте места, где были установлены съемные панели, газетной бумагой или упаковочным полиэтиленом.
8. Закройте и заприте дверь.
9. Затем ваши старинные напольные часы необходимо туго обернуть несколькими слоями (в разумных количествах) специального упаковочного полиэтилена, если таковой имеется в наличии, а еще лучше — мягким, но плотным одеялом или несколькими одеялами, и только потом полиэтиленом, который по верху можно обмотать скотчем или технической пленкой.
10. Теперь часы надлежащим образом подготовлены для транспортировки. Но помните, что старинные напольные часы в силу особенностей конструкции механизмов перемещать можно только в вертикальном положении.
[irp]