Истинная архитектура неразрывно связана со временем. Более того, порой кажется, что творения рук мастеров зодчества — это и есть одна из ипостасей Времени, и само Время хранит их. На сотни, а иногда и на тысячи лет пережив своих создателей, старинные сооружения становятся живым воплощением достижений и стремлений своей эпохи и одновременно — настоящей и конечной целью искусства архитектуры.
Наверное, именно поэтому в профессиях архитектора и часовщика можно найти много общего. Построить «структуру», которая будет хранить Время и, пройдя сквозь время, превратится в образец для следующих поколений мастеров — это тяжелая и непростая работа.
К слову, некоторые известные мастера свою карьеру в часовом деле начали в качестве архитекторов. К примеру, один из основателей сравнительно молодой швейцарской марки CYRUS — Жюльен — профессиональный архитектор и инженер в настоящее время занимается разработкой и дизайном новых часов.
Впрочем, выдающиеся архитектурные памятники давно стали источником вдохновения для часовщиков. Вспомним оригинальную «архитектурную» серию наручных часов Officine Panerai, выпущенную в честь 20 городов мира, в которых марка в разное время открыла фирменный бутик. Или знаменитую коллекцию Royal Oak Pride от Audemars Piguet, каждая из моделей которой посвящена одной из трех стран мира — Китаю, Мексике и Аргентине — и украшена изображениями наиболее известных архитектурных памятников этих стран.
Отдельного упоминания в контексте взаимосвязи архитектуры и современного часового дела заслуживает деятельность марки Piaget, которая много лет известна своим особым отношением к произведениям искусства. Так в далеком уже 1979 году, воздавая должное трудам великих архитекторов человечества, Piaget начиает выпуск серии наручных часов с изображениями городов мира. Уникальная коллекция получила название Polo и сегодня по праву считается настоящей легендой часового мастерства. Каждые часы Polo — неповторны, однако всех их отличают характерные, легко узнаваемые форма и внешний дизайн.
Первым городом, которому выразили свое восхищение мастера марки Piaget, стала итальянская Венеция. Как известно, одной из главных архитектурных достопримечательностей Венеции, считаются прекрасная площадь Сан-Марко и воздвигнутая там часовая башня. Эта башня имеет большое историческое значение для жителей города. В течение сотен лет венецианцы полагались исключительно на точность хода ее часов, назначая свидания и планируя карнавалы. Говорят, что под ее аркой не раз замечали и самую таинственную личность Италии — легендарного Джакомо Казанова.
Вершину башни Torre dell’orologio венчает большой колокол, по которому каждый час бьют молотами два бронзовых пастуха (старого и молодого, чтобы показать течение времени). Под ними, на фасаде башни, на голубом фоне с золотыми звёздами стоит крылатый лев с открытой книгой, символизирующий самого святого Марка, который IX веке нашей эры проповедовал христианство в тех краях, а позже ставший символом Венеции. Еще ниже находится полукруглой формы ниша с сидящей в ней статуей Богородицы с Младенцем из кованой меди. По сторонам ниши имеются голубые панели, в которых показывается время: слева — количество часов римскими цифрами, справа — минуты арабскими. Два раза в год (6 января — на Богоявление, в четверг 40-й день после Пасхи — на Вознесение) на одной из панелей появляются фигуры трех волхвов, которые идут за ангелом с трубой. Все шествие движется по галерее, преклоняясь перел Богородицей и Младенцем, и скрывается за другой панелью.
Этажом ниже располагается объемный циферблат с сине-золотым кантом по внутренней мраморной окружности и выгравированными на нем римскими цифрами 24 часовыми метками. Изображающая солнце золотая стрелка двигается по кругу и показывает время суток в часах. Внутри циферблата находятся выполненные из золота знаки Зодиака (датированные концом XIV века), которые вращаются с другой скоростью и показывают положение Солнца. В самом центре циферблата — Земля, рядом с ней Луна (которая вращается и показывает фазы) в окружении звезд.
Под часами башни Святого Марка находится арка высотой в два этажа, через которую главная улица города Мерчерия выходит из площади Сан-Марко, направляясь к Риальто. Полное название этой части улицы — Merceria dell’Orologio.
За значительный вклад в сохранение этого великого памятника архитектуры в 90-х годах компания Piaget была официально удостоена чести оказать помощь в восстановлении часов башни на площади Святого Марка. Спустя 10 лет в память о завершении масштабных реставрационных работ Piaget разработала и выпустила мужские наручные часы, которые посвятила красивейшему городу — Венеции. «Венецианская» модель, получившая название Piaget Polo Tourbillon Relatif Venice (ref. G0A31164), была признана одним из ярчайших примеров Haute Horlogerie — высокого часового искусства.
В основе Polo Tourbillon Relatif Venice — собственного производства Piaget часовой калибр 608R с ручным подзаводом и так называемым парящим турбийоном, особенность которого в том, что его каретка которого визуально отделена от основного механизма, полностью скрытого под пластиной циферблата. У Polo Tourbillon Relatif Venice часы показывает центральный диск, а минуты — большая стрелка, которая как бы несет на себе турбийон по всему кругу циферблата.
Стоит добавить, что корпус Piaget Polo Tourbillon Relatif Venice изготовлен из белого золота, а циферблат с нанесенными на нем элегантными римскими цифрами выполнен вручную с применением техники эмалевой росписи Grand Feu. Некоторые декоративные элементы циферблата заказывались и изготовлялись отдельно и потом особым образом обирались в единое целое. Боковая сторона Piaget Polo Tourbillon Relatif Venice украшена изображением архитектурного сокровища Венеции — миниатюрной фигуркой крылатого льва с книгой на звездно-голубом фоне — точно таком же, как на знаменитой Torre dell’orologio.
Piaget Polo Tourbillon Relatif Venice (ref. G0A31164) выпущены в 2008 году в одном единственном экземпляре и, разумеется, сразу же стали предметом неподдельной гордости того коллекционера, которому удалось купить этот шедевр.